- Методика расчетного прогнозирования срока службы железобетонных пролетных строений автодорожных мостов
Терминология Методика расчетного прогнозирования срока службы железобетонных пролетных строений автодорожных мостов:
Безотказность
Свойство сооружения непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени
-
Определения термина из разных документов: БезотказностьВероятность безотказной работы
Вероятность того, что в пределах заданной наработки, отказ объекта не возникает
В качестве предельного значения показателя вероятности безотказной работы принят показатель P(t) = 0,9 (квантиль 1,282). Вероятность безотказной работы пролетного строения, введенного в эксплуатацию в соответствии с требованиями СНиП, на уровне P(t) = 0,9986 (квантиль 3,0)
Определения термина из разных документов: Вероятность безотказной работы4.2.4. Водонепроницаемость бетона устанавливается стандартными методами контроля на построенном пролетном строении. Показатель фактической водонепроницаемости используется при прогнозировании карбонизации бетона защитного слоя (см. п. 3.3).
Определения термина из разных документов: Водонепроницаемость бетона4.2.5. Геометрические параметры балок пролетных строений построенного моста определяются по результатам контрольных замеров:
а) толщины ребра, учитываемой при определении показателя массивности элемента (см. п.3.2), и площади сечения - при расчетах на трещиностойкость;
б) толщины плиты, влияющей на поперечную жесткость пролетного строения.
На основании уточненных геометрических размеров балок пролетных строений расчетом определяют:
· прогнозируемое изменение толщины плиты во времени (см. табл. 3.8);
· момент инерции приведенного сечения, Jred (пп. 3.5.6);
· напряжения сжатия в элементах сечения;
· расчетные температурные напряжения (п. 3.2).
Определения термина из разных документов: Геометрические параметрыДеградационный отказ
Отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил проектирования, изготовления и эксплуатации
Характеризуется моментом снижения показателя вероятности безотказной работы до установленного предела
Определения термина из разных документов: Деградационный отказИзнос
-
Снижение основной функции пролетного строения - обеспечивать безопасный пропуск расчетных нагрузок в неконтролируемом режиме при расчетных скоростях. Показателем износа пролетного строениям в целом является снижение грузоподъемности. Показателем износа элемента (например, балки) является снижение несущей способности
Определения термина из разных документов: Износ1. Источник - Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов. title="Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов"М.: Транспорт, 1991.
2. Извлечения из title="Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов" [10].
... 2.15. Степень поражения арматуры коррозией устанавливают:
- при ширине раскрытия трещин 0,5 мм и более - прямым измерением со вскрытием защитного слоя выборочно, в местах расчетных сечений;
- при ширине раскрытия трещин менее 0,5 мм - косвенным методом, используя график (рис. 1) с интерполяцией в необходимых случаях, принимая при этом за момент образования трещины год постройки моста ...
3. Дополнительные пояснения к графику.
Если по результатам обследования установлен момент появления трещин в конструкциях, то начало коррозии считают от этого момента. Размер трещин, указанный на графике прилагаемого рисунка, установлен по результатам измерений на поверхности бетона при толщине защитного слоя 30 мм. При толщине 20 мм или 50 мм темп коррозии (глубина h, мм), соответственно, увеличивают на 40 % или уменьшают на 20 % по сравнению с указанными на графике.
4. При раскрытии трещин до 0,5 мм, включительно, интерполяцию кривых допускается осуществлять для возраста конструкции до 6 лет.
Рис. 1. Развитие коррозии арматуры в трещинах железобетонных конструкций:
цифры на кривых - раскрытые трещин, мм
Определения термина из разных документов: ИсточникНадежность сооружения
Свойство сооружения сохранять во времени и в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции. Надежность сооружения обусловливается его безотказностью и долговечностью
Способностью пролетного строения выполнять требуемые функции является способность обеспечивать безопасные условия движения (с определенной вероятностью) расчетных транспортных средств в течение нормативного или заданного срока службы
Определения термина из разных документов: Надежность сооруженияНаработка до отказа
Календарная продолжительность эксплуатации сооружения до возникновения отказа
Продолжительность эксплуатации пролетного строения до допустимого снижения P(t)
Определения термина из разных документов: Наработка до отказаНормативный срок службы
-
Минимальная календарная продолжительность эксплуатации, установленная нормативными документами
Определения термина из разных документов: Нормативный срок службыОстаточный ресурс (остаточный срок службы)
Календарная продолжительность эксплуатации сооружения от момента контроля его технического состояния (идентификации) до перехода в предельное состояние
-
Определения термина из разных документов: Остаточный ресурс (остаточный срок службы)Отказ
Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния
При наступлении отказа прекращается эксплуатация пролетного строения (выполняется ремонт) или изменяются условия эксплуатации (по массе транспортных средств и условиям их движения)
Определения термина из разных документов: ОтказПредельное состояние
Состояние, при котором дальнейшая эксплуатация сооружения недопустима или нецелесообразна
Предельное состояние пролетного строения наступает при достижении износа, при котором сооружение либо закрывается на ремонт, либо продолжается временная его эксплуатация с иными условиями нагружения
Определения термина из разных документов: Предельное состояниеПредельный износ
-
Износ пролетного строения в такой степени, при которой его восстановление становится экономически нецелесообразным
Определения термина из разных документов: Предельный износ4.2.2. Прочность арматуры принимается в соответствии с сертификатами, фиксирующими результаты заводских испытаний арматуры на разрыв. По результатам испытаний устанавливается фактический коэффициент вариации прочности. При отсутствии испытания образцов коэффициенты вариации принимают равными:
Vs = 0,077 - арматурные стержни классов А-I и А-II;
Vs = 0,090 - арматурные стержни классов А-III и А-IV;
Vs = 0,066 - высокопрочная гладкая проволока.
Расчетное сопротивление, Rs, и нормативное сопротивление, Rsn, арматуры устанавливаются по title="Мосты и трубы"* в зависимости от класса арматуры. Временное сопротивление, Rnn, принимается в этом случае по соответствующим стандартам.
Определения термина из разных документов: Прочность арматуры4.2.1. Прочность бетона устанавливается при обследовании балок в сечениях, участвующих в расчетах. В частности, если анализ проводится в процессе строительства, определяют прочность плиты сверху и снизу в приопорных участках и в середине пролета, прочность в ребре балок в приопорных участках и прочность бетона нижнего пояса в середине пролета предварительно напряженных балок. Прочность определяют одним из стандартных методов с определением класса бетона В и расчетного сопротивления, Rв [23], [24].
Для бетона плиты дополнительно определяется коэффициент вариации прочности, Vв.
Фактические значения прочности используются для построения графика изменения прочности во времени (см. п. 3.1).
Определения термина из разных документов: Прочность бетонаРаботоспособность (работоспособное состояние)
Состояние объекта, при котором значение всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует предъявляемым требованиям
К пролетным строениям предъявляются требования нормативно-технической (СНиП 2.05.084) и проектной документации. При этом учитывается, что вероятность их безотказной работы может снижаться из-за деградационного отказа
Определения термина из разных документов: Работоспособность (работоспособное состояние)Ремонт (восстановление)
Процесс перевода объекта в работоспособное состояние из неработоспособного состояния
Восстановление первоначальных функций пролетного строения, имеющего вероятность безотказной работы не ниже P(t) = 0,9986
Определения термина из разных документов: Ремонт (восстановление)Ремонтопригодность
Свойство сооружения, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта
Пролетное строение считается неремонтопригодным, когда достигается предельный износ
Определения термина из разных документов: Ремонтопригодность4.2.6. Состояние конструкций и элементов устанавливается при обследовании моста и учитывается при определении коэффициентов ускорения коррозии, Кг (качество гидроизоляции) и Ктр (наличие трещин, обусловленных изготовлением, см.пп. 3.4.1).
Качество гидроизоляции учитывается при определении не только темпов коррозии арматуры, но и периода приработки, Т0. В частности, значения Т0 (см. табл. 2.1 и табл. 2.2) в зависимости от качества гидроизоляции могут быть снижены (введением понижающего коэффициента mi):
в эксплуатируемом сооружении имеются
Ø протечки из-под тротуарных блоков - m1 = 0,8 для крайних балок;
Ø протечки по крайним продольным швам омоноличивания (стыки между крайними балками) и вдоль деформационные швов - m1 = 0,4 для крайних балок; m1 = 0,8 для средних балок;
Ø протечки в плите снизу в средних участках пролетных строений, для средних балок:
а) локальные протечки - m1 = 0,5 и
б) сплошные - m1 = 0,2.
Значения Т0 зависят также и от качества системы водоотвода построенного сооружения. Так, если на проезжей части пролетного строения отсутствуют продольный и поперечный уклоны, то к нормативному значению Т0 вводится дополнительный коэффициент условия работ, m2 = 0,5.
Определения термина из разных документов: Состояние конструкцийСрок службы (ресурс)
Календарная продолжительность эксплуатации или ее возобновление после ремонта сооружения до перехода его в предельное состояние (момент снятия с эксплуатации)
Переход пролетного строения в предельное состояние определяется по одному или нескольким элементам (балка, плита) с учетом возможного снижения вероятности безотказной работы
Определения термина из разных документов: Срок службы (ресурс)4.2.3. Толщина защитного слоя устанавливается фактическими замерами на участках, по которым осуществляется прогноз карбонизации и последующей коррозии арматуры (см. п. 3.3 и п. 3.4). Толщина защитного слоя плиты определяется по верхней поверхности над балками (до укладки слоев одежды) и по нижней поверхности продольных швов омоноличивания (середина пролета плиты). Толщина защитного слоя стенки измеряется с двух сторон и в расчете принимают значения с меньшей толщиной, аmin. Возможно использовать значения ai по данным измерений на заводе-изготовителе [25, 26].
Значения а, замеренные на построенном или строящемся мосту, вносятся в (3.9) и далее в (3.10) для прогноза коррозии (см. п. 3.4):
· нижней арматуры продольных швов омоноличивания;
· хомутов в приопорных участках крайних балок или фасадных поверхностей, а также в приопорных участках средних балок;
· верхней арматуры плиты над ребрами (балками);
· основной арматуры нижнего пояса в середине пролета.
Определения термина из разных документов: Толщина защитного слоя
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.